"В гостях у дедушки Чукоши"
Литературный праздник «В гостях у дедушки Чукоши». Для учащихся 1 – 4 кл.
«…Да к чему бы и жить нам на этой планете,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…»
К.И. Чуковский
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
Задачи: *Формирование у детей устойчивого интереса к чтению; *Пробуждать желание у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; *Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
• Презентация
• Выставка детских рисунков к произведениям К.И. Чуковского.
• «Чудо-дерево» украшенное разнообразными сапожками, башмачками;
• Плакат: "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Ход праздника
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем именины…
Ученик: Сегодня мы отметим юбилей
Того, чья лира
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И даже "Муха- цокотуха".
Ведущий. Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. И сейчас дружно все вместе мы произнесем имя этого писателя: Корней Иванович Чуковский! Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова его внешность. Жил он в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки читали его сказки и стихи.
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Сегодня на нашем празднике будут соревноваться четыре команды на лучшее знание произведений К.И. Чуковского. Для определения победителей создано самое справедливое жюри: ___________________________________________________________
Соревнуются не только участники команд, но и болельщики. Попросим команды представиться. Домашнее задание № 1«Конкурс на лучшее стихотворение». Всем командам были предложены рифмы из черновиков Чуковского к сказке «Айболит». На эти рифмы ребята написали свои стихи. Послушайте сами рифмы;
o мотылек- обжег
o Айболит- болит
o поглядел- пожалел
o другое -голубое
o шелку - иголку
o готово - больного
o мотылек - лужок
o березами - стрекозами
o Айболит - кричит
o повелись - берегись
(Жюри подводит итоги)
Ученик: Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное.
Ни листочка на нем!
Ни цветочка на нем!
А чулки да башмачки,
Словно яблоки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево.
Задание № 2 "Сказочные персонажи" (С дерева снимаются сапожки. На них с обратной стороны написаны загадки.)
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит - : крокодил ("Краденое солнце")
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет (Муха из сказки "Муха-цокотуха")
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не до мылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка из сказки "Мойдодыр")
По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке,
Ручка с трубкой на шнурке. (Телефон из сказки "Телефон")
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло из сказки "Мойдодыр")
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор - : Айболит (Сказка "Айболит")
Ведущий: Ребята, а вы заметили, что на нашем Чудо-дереве не все правильно, есть здесь вещи, которые не должны расти на нем. Сейчас команды, поочереди, снимут с дерева по 2 предмета и скажут, кому они принадлежат.
- Кастрюля («Федорино горе»)
- Мыло («Мойдодыр»)
- Денежка («Муха-цокотуха»)
- Микстура («Доктор Айболит»)
- воздушный шарик (комарики, «Тараканище» )
- калоша (крокодил, «Телефон»)
- пряник («Бармалей»)
- елочка (Тотоше и Кокоше, «Крокодил»)
(Жюри подводит итоги)
Задание № 3 «Театральная пауза»
Ребятам было дано задание приготовить сценку из книги Корнея Ивановича «От двух до пяти». Предлагаю вам посмотреть, а жюри оценить мастерство наших маленьких актеров.
(Раздается шум, звон.)
Ведущий: А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам?
(Выход Бармалея)
Песенка: Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!
Бармалей: Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!
Ведущий: Ребята, поднимите руки те, кто знает, что нужно сделать, чтобы Бармалей стал добрым и полюбил маленьких детей? (Позвать Крокодила и попросить его:
«Пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»)
Бармалей: Ох, знают, знают как меня извести! Буду, буду я добрей, да добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
Потому что Бармалей
Любит, любит маленьких детей! (Уходит)
Задание № 4 «Вопрос-ответ»
Ведущий: Я задаю вопросы по творчеству Чуковского, вы быстро отвечаете, на размышление времени не дается. Если не успели, ход переходит к другой команде, если команды не отвечают, вопрос переходит к болельщикам.
1. Пошла Муха на базар, а что она нашла? (Денежку)
2. С кем сравнивается грязнуля из сказки «Мойдодыр»? (С трубочистом, поросенком)
3. Кто призывал животных сразиться с Тараканищем? (Гиппопотам)
4. Что подарили Мухе-Цокотухе на именины? (блошки – сапожки, пчела – меду принесла)
5. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)
6. Кто помог Айболиту добраться до горы Фернандо-По, у широкой Лимпопо? (Волки, кит, орлы)
7. Чей хвост примерял себе медведь из стихотворения «Топтыгин и лиса? (Павлина)
8. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике)
9. Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались… А кто это? (Лягушата)
10. Где родился Бибигон? (На Луне)
11. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
12. Кто целый день звонил по телефону? Перечислите. (Слон, крокодил, зайчатки, медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру, носорог)
13. Назовите отчество бабушки Федоры? (Егоровна)
14. Вдоль по Африке гуляют,
Фиги-финики срывают…
Оседлали носорога,
Покаталися немного… Кто, назовите их имена? (Танечка и Ванечка)
15. Кем была Цинцинела для Бибигона? (сестрой)
16. Сколько ночей лечил Айболит несчастных зверят? (десять)
(жюри подводит итоги)
(Под марш входит Ваня Васильчиков)
Ведущий: Вот боец, Молодец, Он герой Удалой: Он без няни гуляет по улицам. Не визжит, Не дрожит. Спаситель Петрограда От яростного гада – Это доблестный… Поднимите руки, кто узнал героя. Ответьте, а что сделал Ваня? Ваня Васильчиков: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нем почему-то Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают…
Ведущий: Все понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется "Путаница". А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда?
Задание № 5 «Путаница» Ведущий: В этом стихотворении «Свинки замяукали; Кошечки захрюкали; Уточки заквакали». Правильно ли это? Сейчас наши участники все исправят. Вы должны за 1 мин. распутать путаницу (привести в соответствие животное и звук, который оно издает).
(жюри подводит итоги)
(Раздается звук шлепков, входят лягушки)
Ведущий: До болота идти далеко, До болота идти нелегко. Лягушка 1: «Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги» Ведущий: И на камень лягушки кладут узелок. Лягушка 2: «Хорошо бы на камне прилечь на часок!» Ведущий: Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил. И они закричали: «ЧТО?.. Поднимите руки, кто знает ответ. (Черепаха)
Ведущий: Вот, ребята, и завершается наш праздник. Мы с вами вспомнили почти все сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Ученик 3: Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Ведущий: Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в нашей библиотеке.
Ученик 4: Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Ведущий: Чудесный наш читатель, романтик и мечтатель,
Дружи с хорошей книгой, взрослеть не торопись,
Пусть не одновременно, поймете непременно,
Вместе: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Слово жюри. Поздравление победителей.
Для болельщиков задание: задача - определить, сколько сказок прозвучало.
o Что такое почему? Ни чего я не пойму ( Федорино горе).
o Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали ( Бармалей).
o «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я !» ( Мойдодыр).
o Музыканты прибежали, В барабаны застучали (Муха -Цокотуха)
o А лихие обезьяны Подхватили чемоданы (Тараканище)
o Вдруг от куда- то шакал На кобыле прискакал (Айболит).
o И такая дребедень Целый день. (Телефон). Итого семь сказок.