ГБОУ РХ  "Боградская санаторная школа-интернат"

 

Tелефон 8(39034) 9-11-38, 8(39034) 9-18-02

Факс 8(39034) 9-13-90

    Главная Открытые уроки

    Урок литературного чтения в 3 классе

    Сергей Есенин «Черёмуха»  (урок дан на другом классе)

    Учитель начальных классов II категории Корниенко Оксана Викторовна 

    Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
    Задачи:
    1.  Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; учить выразительному чтению стихотворения, умению находить в тексте образные средства (эпитеты); 
    2.  Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном; развивать творческое воображение учащихся. 
    3.  Воспитывать любовь к Родине через красоту природы; чувства коллективизма через работу в парах. 
                                            Ход урока: 
    I. Оргмомент. Учитель и дети становятся в кружок.
    - У вас сегодня необычный урок. Его проводит не ваш учитель, а я, Оксана Викторовна. Я хочу с вами познакомиться и поделиться частичкой тепла (ладошки). Давайте скажем на ушко друг другу добрые пожелания.
    II. Постановка цели урока:
    РЕЛАКСАЦИЯ:
    - А сейчас усаживайтесь поудобнее и закройте глазки. Я вам предлагаю окунуться в мир звуков (звуки природы) (СЛАЙДЫ 1 и 2)
    - Какую картину вы нарисовали в своем воображении? (Поют птицы. Журчит ручей. Шумит лес. С приходом весны пробуждается природа.)
    - А ещё весной цветет растение с нежным ароматом. Вот послушайте загадку о нём:
                     Будто снежный шар бела 
                     По весне она цвела. 
                     Нежный запах источала, 
                     А когда пора настала, 
                     Разом сделалась она 
                     Вся от ягоды черна (черёмуха) (СЛАЙД 3)
    - Посмотрите, какая цветущая черемуха? (белая, красивая, пушистая)
    - Про черёмуху слагали песни, писали стихотворения.
    - И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин. Мы будем учиться выразительно читать это стихотворение и стараться передавать чувства и впечатления о прочитанном.
    Речевая разминка:
    (чтение загадки)- хором (СЛАЙД 4)
    - медленно;
    - четко проговаривая звуки (артикуляционная гимнастика)
    - с ускорением.
    III. Изучение нового материала:
    1) Биография поэта:
    Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.) (СЛАЙД 5)
    Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). (СЛАЙД 6)
    В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.
    Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
    Сергей Александрович Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
    - Прочитайте рассказ о Есенине и скажите, что нового вы ещё узнали.
    Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, слушал лекции в народном университете.
    Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. До сих пор остается загадкой история его гибели...
    2) Творчество поэта:
    - Во 2 классе уже знакомились со стихотворениями С.Есенина. Кто вспомнит названия? Выберите из предложенного списка, названия стихов С.Есенина.
    «Белая берёза» (!)
    «Вовка – добрая душа» (А. Барто)
    «Поёт зима, аукает» (!)
    «Мойдодыр» (К.Чуковский)
    (дети встают и убирают лишние стихотворения)
    - Кто автор других стихотворений?
    3) Знакомство с новым стихотворением:
    (УЧИТЕЛЬ НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧЕРЁМУХА») (СЛАЙД 7)
    Черемуха душистая
    С весною расцвела
    И ветки золотистые,
    Что кудри, завила.
    Кругом роса медвяная
    Сползает по коре,
    Под нею зелень пряная
    Сияет в серебре.
    А рядом, у проталинки,
    В траве, между корней,
    Бежит, струится маленький
    Серебряный ручей.
    Черемуха душистая,
    Развесившись, стоит,
    А зелень золотистая
    На солнышке горит.
    Ручей волной гремучею
    Все ветки обдает
    И вкрадчиво под кручею
    Ей песенки поет. (Пауза)
    - Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении?
    4. Вторичное знакомство со стихотворением: (жужжащее чтение)
    (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ)
    (СЛАЙДЫ 8 и 9)
    - Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное?)
    - Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхище-ние; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование).
    ФИЗМИНУТКА:
    1) Двигательно-игровая физминутка:
    Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
    Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.
    2) Проталинки.
    3) Зрительные тренажеры. (СЛАЙД 10-14)
    5. Словарная работа:
    - Может быть, встретились непонятные слова?
    - ПРЯНАЯ (ТРАВА)
    - МЕДВЯНАЯ (РОСА)
    - ВКРАДЧИВО
    - Найдите из предложенных значений те, которые обозначали бы данные слова.
    - С ОСТРЫМ АРОМАТНЫМ ЗАПАХОМ (!)
    - МЕСТО, ГДЕ ЧАСТИЧНО РАССТАЯЛ СНЕГ, И ОГОЛИЛАСЬ ЗЕМЛЯ
    - ТИХО, НА УШКО, ДОВЕРИТЕЛЬНО (СТАРАЯСЬ ВЫЗВАТЬ ДОВЕРИЕ, РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЕБЕ ПРИТВОРСТВОМ И ЛЕСТЬЮ) (!)
    - С АРОМАТОМ И ЗАПАХОМ МЁДА (!)
    - ПОД ОБРЫВОМ (СЛАЙД 15)
    - МЕСТО, ГДЕ ЧАСТИЧНО РАССТАЯЛ СНЕГ, И ОГОЛИЛАСЬ ЗЕМЛЯ –
    (проталины) (СЛАЙД 16)
    - ПОД ОБРЫВОМ (ОБРЫВ) (круча) (СЛАЙД 17)
    - ВОЛНА ГРЕМУЧАЯ (ручей гремит, громко издает звуки) (СЛАЙД 18)
    6. Беседа о прочитанном:
    - Как вы считаете, для чего автор написал это стихотворение? (СЛАЙД 19)
    - Что побудило поэта к написанию этого стихотворения?
    1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха
    2.Чтобы передать свою радость
    3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы
    4.Чтобы вызвать сопереживание
    - При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?
    -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)
    - Для чего нужны эпитеты? (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной).
    7. Выборочное чтение:
    - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте)
    (Черёмуха душистая, ветки золотистые)
    - Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца)
    - С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями)
    - Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)
    - Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте).
    - Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце)
    - Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)
    - Прочитайте в парах первый и второй столбики.
    8.Работа над выразительностью.
    - Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
    ЧИТАЕМ ЭХОМ.
    - Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах?
    (А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней,
    Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р)
    - Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи)
    - Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)
    - Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
    Дополнительно (или на дом):
    Дифференцированное задание (разного уровня):
    (Каждый ученик выбирает карточку в зависимости от степени трудности)
    Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
    2-й уровень- природа
    Вопрос 2. Прочитайте понравившееся вам строчки. 1-й уровень
    Вопрос 3. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения 3-й уровень
    Вопрос 4. Что удивляет автора?
    3-й уровень- красота природы
    Вопрос 5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение
    2-й уровень- с чувством радости, восторга
    Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?
    3-й уровень - темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.
    IY. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; нарисовать рисунок к стихотворению (по желанию).
    Y. Итог урока: - с чем мы познакомились и чему мы учились на уроке?
    (познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина;
    учились выразительно его читать)
    - как называются слова, которые делает нашу речь более яркой,
    точной, красочной, выразительной? (ЭПИТЕТЫ)
    Оценивание учащихся.
    Рефлексия: составление грозди цветущей черёмухи из отдельных цветочков, с изображением улыбок или печальных лиц. (рисуют улыбку, если понравился урок; грустное лицо – если нет).

    • Сведения об образовательной организации
      • Общие сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Руководство.
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Дополнительные сведения
      • Бесплатная диагностика по информатике для учителей и учеников 5–11-х классов
      • Дистанционное обучение
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА-9)
      • ВПР
      • Новости школы
      • Информация для родителей (законных представителей), обучающихся
      • АИС "Электронная школа"
      • Центр психолого-педагогической помощи семье и детям «Доверие»
      • Школьный спортивный клуб
      • Профилактика кризисных ситуаций
      • Результаты олимпиад, конкурсов
      • Часто задаваемые вопросы
      • Обращения граждан
      • Фотоальбомы
      • Электронные образовательные ресурсы
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Школьный музейный уголок "Музейная шкатулка"
    • "Театр в школе"
    • Сведения об образовательной организации
      • Общие сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Руководство.
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Дополнительные сведения
      • Бесплатная диагностика по информатике для учителей и учеников 5–11-х классов
      • Дистанционное обучение
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА-9)
      • ВПР
      • Новости школы
      • Информация для родителей (законных представителей), обучающихся
      • АИС "Электронная школа"
      • Центр психолого-педагогической помощи семье и детям «Доверие»
      • Школьный спортивный клуб
      • Профилактика кризисных ситуаций
      • Результаты олимпиад, конкурсов
      • Часто задаваемые вопросы
      • Обращения граждан
      • Фотоальбомы
      • Электронные образовательные ресурсы
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Школьный музейный уголок "Музейная шкатулка"
    • "Театр в школе"
       

    Чек-лист родительского контроля организации горячего питания в школе

    ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат».