ГБОУ РХ  "Боградская санаторная школа-интернат"

 

Tелефон 8(39034) 9-11-38, 8(39034) 9-18-02

Факс 8(39034) 9-13-90

    Главная Психолог

    Семинар для учителей специальной (коррекционной) школы

    РГООУ «Боградская санаторная школа-интернат»

    (Семинар для учителей коррекционной школы)

    Составитель: педагог-психолог Рябухина Е.С. 

    Боград, 2010

    Каждый из вас ежедневно сталкивается с учениками, которых мы привычно называем отстающими. Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшняя наша встреча будет посвящена обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми.
    Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих, или слабоуспевающих, детей. Неудивительно, что дети-олигофрены бывают совершенно неподготовленными к школьному обучению. Поэтому основные жизненные неприятности начинаются у них со дня поступления в школу. Очень быстро они становятся стойко неуспевающими учениками. Нередко и учитель школы относится к такому ребенку недостаточно разумно. Он «воспитывает» его в присутствии других учащихся и постоянно жалуется на него.

    Задание 1 (в мини-группах по 2-3 человека)
    Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер “один”. Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер “два”, и так далее до пятой карточки.
    Через пять минут педагоги зачитывают данные, результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на пять столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, то есть те, которые лидируют в рейтинге.
    Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:
    – ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;
    – не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;
    – испытывают затруднения при решении математических задач;
    – постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы;
    – затрудняются пересказывать тексты;
    – очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.
    Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому, что все наши неуспевающие очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Неуспевающие ученики бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают.
    Причины возникновения трудностей у таких детей
    Вот некоторые из возможных вариантов:
    - низкий уровень внимания;
    – низкий уровень развития произвольности процессов;
    – несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу;
    – слабое развитие фонематического слуха;
    – отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации;
    – быстрая утомляемость, болезни;
    – психологические сложности в семье;
    – отсутствие признания у одноклассников; обида на учителя;
    – низкая самооценка, неуверенность в себе;
    – слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/и какой-либо модальности восприятия;
    – слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным);
    – сниженный уровень волевого развития.
    Характеристика учащихся коррекционных классов.
    При олигофрении неосложненной формы ученик аккуратен и послушен. С учебной программой справляется неплохо. Тетради и книги содержит в чистоте. В привычной ситуации его поведение вполне адекватно. Он принимает участие в классных, а потом и в школьных мероприятиях. С увлечением работает в мастерской. Прогноз его развития и социальной адаптации благополучен. Именно такие подростки наиболее часто стремятся избавиться от диагноза — умственно отсталый.
    При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку отклонения отчетливо проявляются в изменениях поведения и деятельности. Учащиеся импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, отвлекаемы, непослушны. Они постоянно обижают других детей, отнимают у них игрушки, которые тут же бросают. Не обращают внимания на просьбы и замечания взрослых. Оказавшись в школе такой ребенок ведет себя неадекватно. Во время урока ходит по классу, залезает под столы, кривляется, выкрикивает что-то несвязное, затевает драки с другими детьми и, конечно, совсем не учится, потому что не понимает того, что делается в классе. Под воздействием коррекционно-направленного обучения и воспитания, осуществляемых на основе индивидуального подхода, ребенок несколько успокаивается, начинает лучше вести себя, подчиняется требованиям учителя, усваивает учебную программу. Однако работает он неровно. Это видно по его письменным работам: начинает писать аккуратно и без большого количества ошибок, но вскоре выполняет задание кое-как, отвлекаясь от данных указаний. Его тетради и книги неопрятны. Сам он тоже неаккуратен.
    Возбудимые дети с видимым удовольствием начинают работать в мастерской, но скоро им все надоедает. Они все делают слишком торопясь, непродуманно, небрежно. У них часто бывают срывы в поведении, приводящие к неприятным последствиям.
    После окончания школы выпускникам нелегко устроиться на работу и трудно удержаться на ней. Они часто вступают в конфликты с членами коллектива по мелким, незначительным поводам, оказываются недисциплинированными. Для них особенно необходима спокойная обстановка и не монотонная деятельность.
    Заторможенный ребенок продвигается очень медленно. Ему нужно много времени для того, чтобы организовать свою деятельность. Он не успевает за своими товарищами по классу. Торопить его бесполезно, т.к. у него свой темп работы, который он по требованию учителя изменить не может. В мастерской такой ребенок трудится старательно, с определенной тщательностью, но замедленно. Прогноз на будущее у выпускника неплохой. Он вполне приемлем для окружающих, старателен. Однако от него нельзя требовать быстрой работы.
    При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечаются резкие отклонения не только в познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сфере. У них, в первую очередь, наблюдается грубое недоразвитие личностных компонентов. Они очень трудны, малоуправляемы. В школьный период жизни отмечается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди учащихся с психопатоподобным поведением можно встретить «бегунов», т.е. школьников, которые без видимых причин убегают из школ или школ-интернатов. Часто они садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная, куда и зачем.
    Это очень сложная группа учеников, поскольку их поведение непредсказуемо и в классе, и в мастерской, и в свободное время. Прогноз на будущее труден. Он в большой мере зависит от тех социальных условий, в которые попадут выпускники, и от скорригированности дефекта.

    А сейчас рассмотрим вопрос об основных направлениях коррекционно - развивающих работы для учащихся специальной /коррекционной/ школы 8 вида.


    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
    - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
    - развитие навыков каллиграфии;
    - развитие артикуляционной моторики.
    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
    - развитие зрительного восприятия и узнавания;
    - развитие зрительной памяти и внимания;
    - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
    - развитие пространственных представлений ориентации;
    - развитие представлений о времени;
    - развитие слухового внимания и памяти;
    - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
    3. Развитие основных мыслительных операций:
    - навыков соотносительного анализа;
    - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
    - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
    - умения планировать деятельность;
    - развитие комбинаторных способностей.
    4. Развитие различных видов мышления:
    - развитие наглядно-образного мышления;
    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
    6. Развитие речи, овладение техникой речи.
    7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    Коррекционно-развиваюшая работа с детьми, имеющими отклоняющееся развитие, должна включать специальные психологические технологии и методы, базирующиеся на таких направлениях современной психологии, как клиническая детская психология, нейропсихология, методы сенсомоторной коррекции, а также использовать отдельные приёмы дефектологической работы.
    По мере коррекции психических процессов, у умственно отсталых детей формируется умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, обобщать, подвергать анализу свои действия и планировать их. В этом направлении можно отметить работы Пинского Б. И., Дульнева Г. М . Необходимость проведения специальных коррекционных занятий по коррекции психических процессов в школе очевидна. На таких занятиях у учащихся можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному психологом. Кроме этого, на таких занятиях с помощью игр и упражнений необходимо сформировать у умственно отсталых детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создавать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом, подвести к подменной зрительной ориентировке («Мозаика», «Сложи картинку»). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
    Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему она складывается только тогда, когда ученики могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для умственно отсталого ребенка приобретает особенное значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом при олигофрении. В играх, способствующих формированию мышления, выделяют два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Наглядно-действенное мышление лежит в основе технического мышления, обеспечивает овладение профессиональными навыками и умениями. Оно лежит в основе творческого подхода к решению всех проблемных задач, помогает человеку ориентироваться в любой новой и незнакомой ему ситуации. Развитие наглядно-действенного мышления тесно связано с развитием ориентировки в окружающем предметном мире, в первую очередь с овладением поисковым способом - способом проб и ошибок. В то же время его развитие невозможно без усвоения и обобщения полученного опыта. На базе этого у детей появляется возможность решать задачи такого же типа в наглядно-образном, а затем в логическом плане.


    Так какие же еще бывают неуспевающие?

    Задание 2 (в мини-группах по 2-3 человека)
    Вашему вниманию предлагаю характеристики учащихся, ваша задача – определить направления коррекционно-развивающей работы.
    Случай 1.
    Такой ребенок обычно если и отличается какими-то поведенческими особенностями от других детей, то именно тем, что он вялый, неактивный, заторможенный. Его ориентировочные реакции, как правило, приглушены, в контакт он вступает медленно, не сразу понимает, чего от него хотят, долго “въезжает” в ситуацию.
    Часто этот ребенок чрезмерно зависим от взрослого, хотя и легко им управляем, буквально ходит за ним по пятам. Он, как правило, не только медлителен, но и неуклюж, плохо координирован, не развит двигательно, общая моторика негармонична, мелкая моторика развита слабо, ребенку с трудом удаются ловкие координированные движения.
    В деятельности такой ребенок не только крайне замедлен, инертен, вял, но еще и легко тормозим и отвлекаем: может замкнуться в себе, вообще перестать что-либо делать, если его отвлечь даже случайно. Общий уровень психической активности и психического тонуса у такого ребенка выраженно снижен.
    Вообще адекватность поведения такого ребенка явно недостаточна, хотя это может проявиться не сразу. Такой ребенок очень удобен: не мешает работе класса, не устраивает на перемене потасовок, не встревает в конфликты, склонен к однообразной деятельности, достаточно исполнителен, если задание (бытовое) ему доступно, может с удовольствием помогать — убираться, поливать цветы и т.п.
    Теперь что касается познавательной сферы. Неуспеваемость такого ребенка стойкая. Он с трудом обучается новым видам деятельности, затрудняется при переносе изученных способов действия (правил) на аналогичный материал. Испытывает трудности при запоминании, воспроизведении материала, не в состоянии произвести операции сравнения или обобщения. Обращает на себя внимание речевое недоразвитие.
    Случай 2.
    Такой ребенок, как правило, также зависим и несамостоятелен. Он чаще всего ориентирован на оценку другого человека и достаточно правилен в поведении. Его настроение чаще всего можно охарактеризовать как “благодушное”.
    Ребенок с трудом обучается любым новым видам деятельности, не в состоянии перенести изученные способы действия на аналогичный материал.
    Но в поведении такого ребенка мы увидим и другие особенности. Он непосредствен, не “держит дистанцию”, дурашлив (по мере утомления, а иногда и без него). У него часто наблюдаются элементы “полевого поведения”, когда ребенок вовлекается во все, мимо чего проходит, и делает это совершенно без критики. В то же время он не злобен, не агрессивен, в достаточной степени контактен, считает, что друзей у него много.
    Некритичность, неадекватность в поведении такого ребенка бросается в глаза сразу, поскольку он всегда в гуще событий, непоследователен в своих действиях, часто не понимает, что происходит.
    Но не следует забывать, что эти особенности в нашем случае обязательно сочетаются с невозможностью овладения даже базовым компонентом программного материала.

    Случай 3.
    Такой ребенок характеризуется, в первую очередь, импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. При этом физические параметры его развития в целом соответствуют возрасту. Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. Действия ребенка часто не только импульсивны, но и недостаточно целенаправленны.
    Ребенок легко отвлекается, не удерживает данные ему инструкции. Для выполнения какой-либо продуктивной деятельности нуждается не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Общая моторика, как правило, неловкая, негармоничная, а мелкая моторика страдает и в звене тонуса, и в звене направления движения (особенно на письме).


    Случай 4.
    Такой ребенок, как правило, имеет невысокую речевую активность, сопровождающуюся спецификой развития общей моторики. Он двигательно неловок и неуклюж. Именно у этих детей часто наблюдаются такие невротические проявления, как тики, энурез, заикание и т.п.
    В поведении, и в классе и на перемене, ребенок адекватен. Критичность и к ситуации в целом, и к результатам своей деятельности, как правило, достаточная. Но порой именно речевая несостоятельность не позволяет ребенку дать понять взрослому, что он отмечает свои ошибки. Эта категория детей является достаточно представленной в школе. Как правило, причиной неуспеваемости служат не трудности организации поведения ребенка в образовательном учреждении, а трудности овладения соответствующим программным материалом.


    Случай 5.
    Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к происходящему, начинают отвлекаться, мешать другим детям. На фоне утомления снижается критичность к результатам своей деятельности, ребенок становится недостаточно адекватным в поведении, может возникнуть двигательная и речевая расторможенность. В начальной школе дети с подобным типом развития среди неуспевающих встречаются чаще всего
    Случай 6.
    Такой ребенок выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный. Инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики.
    . Дети неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой. При этом хорошо просматриваются школьные трудности такого ребенка: неутомимый в игре, он продолжает играть и на уроке, включаясь в работу класса лишь на какое-то время. Ему просто не интересно делать “нудные” упражнения, он мотивационно незрел и в силу всех перечисленных причин не усваивает программный материал, в особенности когда он уже перестает быть элементарным. Трудности накапливаются, работает закон “снежного кома”. Для эффективного обучения ребенка необходима внешняя мотивация и контроль, еще большее включение в деятельность игровых моментов, дробность и дозирование подачи материала. При соблюдении этих и других условий обучаемость ребенка будет вполне нормативной, но даже отсутствие одно какого-то условия (например, внешней мотивации) будет негативно сказываться на ходе обучения

    Рекомендации по работе с неуспевающими учащимися:
    Главное - обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами:
    1. Ни в коем случае не сравнивать посредственные результаты ребенка с другими. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах.
    2. Если ребенок что-то делает неспешно, то следует просто учитывать эту его особенность. Нельзя осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен.
    3. Очень важно найти хоть какую-то сферу, в которой ребенок может оказаться успешным.
    4. Помните: от того, как вы относитесь к ученику, и от того, как реагируете на его поступки, зависит его самоощущение, поведение, а следовательно, и успеваемость.

    • Сведения об образовательной организации
      • Общие сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Руководство.
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Дополнительные сведения
      • Бесплатная диагностика по информатике для учителей и учеников 5–11-х классов
      • Дистанционное обучение
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА-9)
      • ВПР
      • Новости школы
      • Информация для родителей (законных представителей), обучающихся
      • АИС "Электронная школа"
      • Центр психолого-педагогической помощи семье и детям «Доверие»
      • Школьный спортивный клуб
      • Профилактика кризисных ситуаций
      • Результаты олимпиад, конкурсов
      • Часто задаваемые вопросы
      • Обращения граждан
      • Фотоальбомы
      • Электронные образовательные ресурсы
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Школьный музейный уголок "Музейная шкатулка"
    • "Театр в школе"
    • Сведения об образовательной организации
      • Общие сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Руководство.
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Дополнительные сведения
      • Бесплатная диагностика по информатике для учителей и учеников 5–11-х классов
      • Дистанционное обучение
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА-9)
      • ВПР
      • Новости школы
      • Информация для родителей (законных представителей), обучающихся
      • АИС "Электронная школа"
      • Центр психолого-педагогической помощи семье и детям «Доверие»
      • Школьный спортивный клуб
      • Профилактика кризисных ситуаций
      • Результаты олимпиад, конкурсов
      • Часто задаваемые вопросы
      • Обращения граждан
      • Фотоальбомы
      • Электронные образовательные ресурсы
    • Всероссийская олимпиада школьников
    • Школьный музейный уголок "Музейная шкатулка"
    • "Театр в школе"
       

    Чек-лист родительского контроля организации горячего питания в школе

    ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат».